Флористика - Иконы

Л. С. Харитонова знакомит Вас со своими самыми значимыми работами, выполненными из цветной соломки – иконами.

Самое существенное и важное, что есть в русской иконе, - это та несравненная радость, которую она возвещает миру.

Известно, что иконы с древних времен изготавливались из различных материалов: металл, дерево, ткань, бисер, мозаика и т.п. Необыкновенная пластичность и теплота, яркость и блеск цветной соломки натолкнули меня на мысль использовать ее в сочетании с живописью в создании икон. После долгих раздумий, изучения литературы по иконописи, получив благословение в храме, я начала работу над первыми иконами Ангела-Хранителя.

Многочисленные пробы по технике работы с соломкой показали огромные возможности материала. Большое значение имел фон. После различных проб я остановилась на бархате, по цвету стараясь приближаться к цвету фона оригинала. Я строго соблюдала каноны иконописи.

Лики святых прописаны акварелью на шелке.

Работа над иконой требовала определенного душевного настроя, поста и молитвы. По окончании работы икона была освящена в храме. Через освящение иконе сообщается благодать Святого духа и она чтится нами уже как святая.

Позже, с благословения батюшки, я осмелилась приступить к работе над иконами Пресвятой Богородицы - Донская, Казанская, Игоревская, Умиление, Взыскание погибших, Валаамская Чудотворная.

Особенного напряжения требовала работа над ликом Богородицы и Предвечного Младенца. От замысла до воплощения проходило много времени: собирались сведения о каждой иконе, изучался исторический аспект и т.д. Работа над иконами стала жизненной потребностью. Когда все спорилось — окружающий мир исчезал, были только икона и я. Могла проработать всю ночь и не заметить, как течет время, ощущение необыкновенной радости и покоя, благость в душе, преклонение перед величием Спасителя и сердечная Ему благодарность за этот дар.

Потрясло меня знакомство с творчеством Андрея Рублева, особенно его Благовещение и Троица. Каждая из этих икон требовала особого подхода. И опять наибольшую трудность представляла работа над ликами ангелов и Девы Марии.

Работа над иконой Тайная вечеря продолжалась в течение девяти месяцев. Когда я стала изучать литературу, то растерялась, столько было изводов этой иконы. На чем остановиться? Батюшка мне посоветовал взять за основу фреску Леонардо да Винчи - роспись трапезной доминиканского монастыря Санта Мария делле Грацие в Милане.

В иконе Георгия Победоносца, помимо соломки, использована живопись акварелью, гуашью, маслом и кусочки овчины, из которых сделаны хвост и грива коня.

Долго я не решалась приступить к изготовлению икон Спасителя. Читала Евангелие, молилась, просила Господа помочь и простить мою дерзость. Согласно христианской традиции, первая икона была чудесным образом создана самим Христом. Поэтому любая из Его икон, писавшаяся на протяжении веков, подразумевает в качестве образца этот, созданный божественной волей, образ Нерукотворного Спаса. За основу была взята икона ХII века новгородского письма Спас Нерукотворный.

И вторая икона - поясное изображение Христа, благословляющего правой рукой и с Евангелием в левой (Пантократор).

Долгой и трудной была работа. Иконы, взятые мною как образцы, поражали величием и красотой. Облик Спасителя как будто светится. Он - по-человечески близкий, ничего отстраненного и отрешенного, ясность и прямота взора, взгляд совершенно живой, конкретный. Как все это передать? Хватит ли сил, умения?

Основная работа была выполнена в течение Великого поста. После освящения иконы заняли центральное место в домашнем иконостасе. Спасибо Господу нашему!

К моменту написания этого материала иконостас насчитывает двадцать три иконы и два библейских сюжета. Но жажда творить не отпускает.

Дай Бог, чтобы эта жажда не иссякла, ибо без помощи свыше ничего сделать нельзя.

Декабрь 2008 г.